Вернуться... Добавить комментарий...

История лабораторий общего физического практикума ЧелГУ

( 1976 - 2009 )

… Погожая осень 1976 года. В коридорах и холлах только что открывшегося Челябинского государственного университета снуют преподаватели и студенты. Они разносят мебель, разгружают машины с приборами, оборудованием, книгами. Кругом царит азарт совместно и споро выполняемой работы. На физико-математическом факультете, в составе которого были кафедры математики, химии и физики, осуществлен первый набор студентов - на физику набрано 76 человек.

Первым заведующим кафедрой физики стал Георгий Васильевич Клещев, профессор, д.ф.м.н. Он воевал на 2-м Украинском фронте, получил ранение, был награжден двумя орденами Красного Знамени, медалью "За боевые заслуги" и множеством других медалей. Это был ученый с разносторонними интересами в области физики твердого тела, кроме того - писал стихи. С именем Г.В. Клещева связывают формирование научной школы. Вот как о нем говорили впоследствии сотрудники кафедры физики твердого тела: "Активно работая в различных областях физики твердого тела, он сумел объединить вокруг себя многочисленных единомышленников из различных вузов, НИИ, предприятий Челябинского региона. По существу, им была создана научная школа по актуальным проблемам физики конденсированного состояния. Школа непрерывно пополнялась за счет притока молодых сил из числа студентов и выпускников вузов. Георгием Васильевичем опубликовано около 200 научных работ. Под его непосредственным руководством выполнено и успешно защищено 30 кандидатских диссертаций. Развиваемые им и его учениками научные концепции получили признание как у нас в стране, так и за рубежом".

На кафедре физики начинали работу 7 преподавателей. Вот имена "отцов-основателей": к.т.н. Валентин Архипович Маковецкий, Николай Александрович Мамаев, к.ф.м.н. Авраам Исаакович Шейнкман, Владимир Александрович Бурмистров, Василий Александрович Тюменцев, к.ф.м.н Вячеслав Григорьевич Трофимов.

    Это были совершенно разные люди, но работавшие как одна команда:
  • В.А.Маковецкий, мастер спорта СССР по альпинизму, ныне пенсионер;
  • Н.А.Мамаев, всегда ответственный за порученное дело, человек собранный, хладнокровный, обладающий организаторской жилкой, теперь к.ф.м.н., проректор по учебной работе;
  • А.И.Шейнкман, живой, общительный, замечательный преподаватель, обладавший широкими познаниями в области физики и химии, способный прочитать понятный и интересный научный доклад для неподготовленной аудитории, в настоящее время живет и работает за границей;
  • В.А.Бурмистров, физик и одновременно музыкант, сейчас д.ф.м.н., профессор кафедры физики конденсированного состояния;
  • В.А.Тюменцев - мастер на все руки, могущий разобрать, собрать и отрегулировать двигатель автомобиля, в данное время д.ф.м.н., профессор кафедры физики конденсированного состояния;
  • В.Г.Трофимов - чуткий педагог, проникновенный исполнитель бардовской песни и старинного романса, волейболист, замечательный садовод и заядлый рыболов - работает в должности доцента кафедры общей и прикладной физики.

В 1977 году начали создаваться учебные лаборатории физического практикума. От предприятий города было получено значительное количество оборудования. Н.А. Мамаев отвечал за формирование лабораторий механики и молекулярной физики, В.Г. Трофимов создавал лабораторию электричества и магнетизма, за формированием лаборатории оптики следил В.А. Маковецкий. Спешно создавались методические указания к лабораторным работам.

В 1978 году физический факультет был выделен из состава физико-математического факультета. На физическом факультете остались кафедры физики и химии. Согласно плану развития кафедры физики учебные лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и оптики были переведены в общежитие номер 2 из 1-го (ныне 2-го) корпуса ЧелГУ.

Комната в общежитии1Комната в общежитии2 Вот в таких комнатах сейчас живут студенты, а тогда располагались лаборатории физпрактикума.

Под лаборатории были выделены 3 блока на первом этаже. В одном блоке располагалась лаборатория оптики, в другом - лаборатория электричества, а третий блок в первом семестре использовался как лаборатория механики, а во втором семестре - как лаборатория молекулярной физики.

Лаб. механики в общежитииЭ.А.ХолоднаяВ 1979 году от кафедры физики "отпочковалась" кафедра физики твердого тела во главе с Г.В. Клещевым.

Заведующим кафедрой физики назначен Константин Алексеевич Дергобузов - к.т.н., доцент, занимавшийся в Томске взаимодействием излучения с веществом, объемным заряжением диэлектриков, соавтор монографии "Радиационная диагностика электрических потенциалов", программист, а также автопутешественник, велосипедист, садовод и рыболов со стажем, ныне продолжающий работать на кафедре общей и прикладной физики.

    Кафедра стала быстро пополняться кадрами. В 1979-1980 гг. на физический факультет прибыла большая группа преподавателей, в основном из Казани и Томска:
  • Александр Егорович Дудоров, к.ф.м.н., астрофизик-теоретик, великий спорщик, основатель и бессменный заведующий кафедрой теоретической физики, теперь профессор, д.ф.м.н.;
  • на кафедре теоретической физики стал работать Александр Владимирович Лаппа, к.ф.м.н., человек со скептическим складом ума, физик-теоретик и пианист, ныне д.ф.м.н., профессор кафедры теоретической физики;
  • в состав кафедры физики влился Александр Павлович Яловец, к.ф.м.н., хороший специалист по взаимодействию излучения с веществом и не менее хороший баянист, лыжник, имеющий I-й спортивный разряд, проехавший на велосипеде, просто так для души, из Челябинска в Томск и Санкт-Петербург, сейчас является д.ф.м.н., профессором кафедры теоретической физики;
  • радиоспектроскопист Вилен Николаевич Гулявцев, к.ф.м.н., умеющий на любое событие нашей жизни отреагировать соответствующим анекдотом, теперь доцент агроинженерного университета;
  • Алексей Павлович Привезенцев, к.ф.м.н., отличающийся ироническим умом, хороший физик и лыжник, художник, память которого хранит неисчислимое множество классических стихов и японских хокку, ныне д.ф.м.н., профессор
  • Владимир Михайлович Чернов, к.ф.м.н., квалифицированный радиоспектроскопист, заядлый волейболист, дачник и любитель песен под гитару, сейчас доцент кафедры радиофизики и электроники, недавно защитивший докторскую диссертацию;
  • Александр Алексеевич Федий, ставший в ЧелГУ к.ф.м.н., специалист по электронике и рыбалке, в настоящее время доцент кафедры радиофизики и электроники;
  • Владимир Никандрович Гусельников, к.ф.м.н., замечательный теоретик и экспериментатор, волейболист и шахматист-перворазрядник, атлет, имевший 1 или 2-й спортивные разряды по многим видам спорта, страстный рыболов, продолжает работу доцентом на кафедре общей и прикладной физики;
  • Александр Александрович Бессонов, к.ф.м.н., астрофизик-экспериментатор, волейболист, гитарист, исполнитель и сочинитель песен под гитару, теперь доцент кафедры общей и прикладной физики.

Все они были сравнительно молоды, приехали из разных городов и привезли с собой культуру, стиль общения, приемы и методы работы из тех вузов, где они раньше работали. В результате получился замечательно работоспособный "сплав"! Сближению и тесному общению способствовало и то, что все жили в двух подъездах одного дома вблизи университета. Совместно отмечаемые праздники с обязательными концертами художественной самодеятельности и яростными научными спорами, поездки на первые фестивали на Ильменку, велопробег на Аргази, занятия волейболом, совместный сбор ягод и грибов быстро сплотили коллектив не только кафедры физики, но и факультета в целом.

Куратором лабораторий механики и молекулярной физики был назначен Александр Александрович Бессонов. Лабораторию электричества и магнетизма по-прежнему курировал В.Г. Трофимов, лабораторию оптики - В.А. Маковецкий. Лаборантом в лабораториях механики и молекулярной физики стала Эмалия Абдуловна Холодная, зав. лабораториями физического практикума была Анна Афанасьевна Панова.

Университет быстро рос, и учебных площадей отчаянно не хватало, так что в один из семестров под лабораторию молекулярной физики пришлось занять кухню общежития на первом этаже. Сочетание получилось весьма любопытным!

На кухне1На кухне2

В 1980 году на кафедре физики во втором (теперь третьем) корпусе университета открылась учебная лаборатория фотоупругости и голографии. Ее руководителем стал В.А. Маковецкий

В 1981 году работу лаборатории электричества и магнетизма возглавил выпускник физфака МГУ Василий Дмитриевич Бучельников, а В.Г. Трофимов принял лабораторию оптики, которую он и курирует до сих пор.

В.Д.Бучельников в лаб эл-ва.В 1982 году на кафедре физики ввели в эксплуатацию: лабораторию ядерной физики (01.02.82), куратор К.А.Дергобузов, лабораторию радиоспектроскопии (01.04.82), куратор В.Н.Гулявцев. (27.04.82); В это время А.П.Привезенцев начал формировать лабораторию радиоэлектроники на площадях лаборатории электричества.

Усилиями старшего преподавателя кафедры Владимира Алексеевича Акулинина был сформирован довольно приличный по тем временам кабинет методики преподавания физики.

Кафедра физики росла, и к 1984-85 году коллектив кафедры насчитывал уже около 30 преподавателей и сотрудников.

К.А.Дергобузов в лаб. ат. физикиВ 80-е годы при постановке новых лабораторных работ широко использовались возможности получения депонированных ВИНИТИ статей из зарубежных журналов, а также статьи, получавшиеся библиотекой ЧелГУ на микрофишах. В основном, использовались статьи из англоязычных журналов "American journal of physics", "Physics today", "The physics teacher", "Education and Computer", а также немецкого журнала "Physik und Didaktik", и даже польского "Universitat Lodziens".

ПереводСтатья С переводом статей очень помог Александр Дмитриевич Щербов, организовавший группу переводчиков технических текстов в специализированной 93-й школе.


Поэтому естественно, что некоторые лабораторные работы, поставленные в ЧелГУ, не встречались в учебных лабораториях других вузов. Например, работа по определению упругих констант твердых тел, идея которой взята из журнала "American journal of physics".




К 1983 году список выполняемых лабораторных работ по всем лабораториям общего физического практикума был окончательно сформирован и, в основных чертах, сохранился до наших дней. Среди традиционных учебных лабораторных работ попадались и довольно оригинальные работы, например, в лаборатории молекулярной физики была работа "Теория и техника получения и измерения вакуума", поставленная на базе гелиевого течеискателя ПТИ-7. Впервые методические указания к лабораторным работам были размножены на ротапринте тиражом аж 100 экземпляров по каждой лаборатории!

Мол. физикаОптикаС 1980 года в лабораториях общего физического практикума стали впервые широко использоваться калькуляторы "Электроника Б-19" для обработки результатов измерений. Калькуляторы выдавались как лабораторное оборудование к каждой работе. Стало возможным применение метода наименьших квадратов практически во всех лабораторных работах.
Для этих же целей использовалась ПКЭМ "Искра 124". Каждый раз в начале занятия вручную набиралась на клавиатуре программа (примерно из сотни команд) обработки методом наименьших квадратов, так как данная модель не обладала долговременной памятью. Малейшая ошибка во вводе программы заставляла набирать всю ее заново, но и от этого была какая-то польза, т.к. развивались терпение и аккуратность.

Электроника Д3-28 Новый импульс этой работе придало получение микро-ЭВМ "Электроника Д3-28". Эти машины уже обладали носителями долговременной памяти на магнитных бытовых кассетах. Правда, магнитные ленты часто "зажевывались" в читающем устройстве, но все равно это был шаг вперед.

На базе этих машин преподавателями кафедры были написаны на языке "Бейсик" программы обработки результатов измерений практически ко всем лабораторным работам. В.Д. Бучельниковым была создана установка по автоматизации эксперимента и обработки результатов для лабораторной работы по изучению проводимости проводников и полупроводников. Студенту оставалось лишь включить установку и дождаться конца эксперимента. Правда, уже к следующему учебному году пришлось отказаться от подобного "сервиса", так как цели выполнения учебных работ расходились с целями автоматизации эксперимента.

Тест

С 1979 года в лабораториях общего физического практикума стал использоваться метод тестового контроля для проверки подготовки студентов к занятиям. Студенты в начале занятия получали карточки с вопросами по выполняемой работе, а проверка ответов осуществлялась в каждой лаборатории на электромеханических устройствах (см. пример такой карточки).

Усилиями А.А.Бессонова были написаны карточки практически ко всем лабораторным работам общего физического практикума.

Вопросам тестового контроля и программированного обучения была посвящена статья А.А.Бессонова в газете "Челябинский университет" от 27 мая и 3 июня 1982 года.

Статья в ЧУ

Введение в физпрактикумС 1985 года впервые в первом семестре в лаборатории механики стали отводить первые четыре учебные недели на "Введение в лабораторный практикум по физике". Было выпущено первое типографское издание этого пособия, подготовленное А.А.Бессоновым.

Новое дыхание лаборатории общего физического практикума получили в 1985 году после переезда из общежития в первый лабораторный корпус - ("хозблок"). Все студенты и преподаватели по специальному графику помогали его возводить, т. е. в буквальном смысле строили университет своими руками. Стройкой руководил инженер ЧелГУ Юрий Михайлович Виньков, впоследствии работавший некоторое время проректором по хозяйственной части. Сколько же радости было при вселении в новенькие помещения на два окна каждое! На руках перенесли все оборудование и установили его. После тесноты в общежитии новые помещения казались раем! Лаборатории быстро "оперились" и приобрели каждая свое лицо.

Помнится, что в лаборатории механики был сделан лаз на крышу для выполнения студентами астрономических наблюдений. Но он так и остался невостребованным из-за большой подсветки неба и плохой астрономической атмосферы Челябинска.

Куратором лаборатории механики оставался А.А.Бессонов, лабораторию молекулярной физики возглавил Аркадий Владимирович Хоменко - выпускник ЧелГУ, лабораторию электричества и магнетизма вел В.Д. Бучельников, в лаборатории оптики продолжал работу В.Г.Трофимов, в лаборатории ядерной физики куратором был К.А.Дергобузов, но эта лаборатория располагалась в первом (теперь втором) учебном корпусе.

ЭВМ Искра-1256 в лаб. механикиЭ.А.Холодная

Для обработки результатов измерений использовались также и микро-ЭВМ "Искра -1256".


В лаб. механики

В лаборатории механики была собрана и обкатана редко встречающаяся и интересная работа по изучению звукового эффекта Доплера.

Панорама лаб. механики

Панорама лаборатории механики


В лаб. молекулярной физикиВ лаборатории молекулярной физики были скомплектованы и созданы оригинальные работы по исследованию процессов диффузии, конвекции, броуновского движения и проверке закона Эйнштейна-Смолуховского и др.

В лаборатории оптики1

В лаборатории оптики2

В лаборатории оптики была поставлена хорошая лабораторная работа по исследованию эффекта Фарадея, а также организованы работы на базе большого стереоскопического светового микроскопа NU-2.


В лаборатории оптики3В 1987 году к заведыванию кафедрой физики пришел д.ф.м.н. Виталий Константинович Першин, и лаборатория фотоупругости и голографии, которая к этому времени тоже переехала в лабораторный корпус, была присоединена к лаборатории оптики. Специальные исследования понадобились для того, чтобы выяснить - выдержат ли потолочные перекрытия пятитонный голографический стол, так как лаборатория располагалась на втором этаже. Пол под голографическим столом был вырезан, и стол установлен прямо на бетонные перекрытия на специальные виброгасители. Куратором лаборатории был назначен А А.Бессонов. В лаборатории имелся хороший голографический стол, несколько He-Ne лазеров ЛГ-75 и ЛГ-33. Была приобретена изготовленная в МГУ голографическая установка УГМ-1, на базе которой поставлена и ныне существующая (на базе большого стола и в урезанном виде) лабораторная работа "Знакомство с методами голографии".В лаборатории оптики3









С использованием лазера ЛГ-126 была поставлена довольно тонкая работа по изучению трехзеркального лазер-интерферометра и определению малых перемещений.

В 1988 году в первом (теперь втором) корпусе в эксплуатацию была введена лаборатория атомной физики (куратор К.А.Дергобузов). Силами преподавателей кафедры физики в тогдашнем первом корпусе была оборудована хорошая лекционная физическая аудитория с препараторской, имевшей весьма приличный набор лекционных демонстраций. Все лекции по общей физике читались с обязательным использованием демонстраций и учебных кинофильмов. Киноаппарат был установлен в помещении препараторской, и закуплен киноэкран для работы на просвет. Для установки киноэкрана вырублена часть стены между лекционной аудиторией и препараторской. Кинолента заправлялась в киноаппарат зеркально, по сравнению с обычным способом. Изображение при работе на просвет было более ярким и контрастным. Звуковые колонки помещались в антивандальные устройства и благополучно простояли до очередного переезда, теперь уже в главный корпус.

Кафедра физики за время существования пережила череду переименований. "Отпочковав" кафедру физики твердого тела и кафедру радиофизики, кафедра физики была переименована в конце 80-х в кафедру общей физики (зав. каф. В.К.Першин). Затем к кафедре общей физики присоединили кафедру прикладной газовой динамики, оставив название кафедры общей физики (зав. каф. Ю.М.Ковалев). Кафедра стала выпускающей. В 2006 году кафедра общей физики была названа кафедрой общей и прикладной физики (зав. каф. А.Л.Карташев). С этим названием кафедра живет и сейчас (зав. каф. А.Е.Майер, выпускник ЧелГУ).

В 1987 году лаборатории общего физического практикума переезжают в главный корпус, который только что был введен в эксплуатацию. Особые проблемы вызвало перемещение 5-ти тонного голографического стола из лаборатории "темной" оптики. Пришлось разобрать его на составные части и на руках выносить при погрузке, а затем в главном корпусе вносить его по частям и вновь монтировать в 133-й аудитории силами преподавателей кафедры. Пришлось даже снести стенку-перегородку между двумя частями помещения.

Сначала лаборатории механики и молекулярной физики занимали по две аудитории каждая, так что на занятие можно было принимать целую учебную группу. К сожалению, в следующем учебном году одну из аудиторий пришлось передать кафедре радиофизики и электроники. Лаборатория механики продержалась в двух аудиториях до 2008 года. Куратором лаборатории механики остался А.А.Бессонов, куратором лаборатории молекулярной физики был назначен В.Н.Гусельников (его сменил Ю.М.Рябышев), в лаборатории электричества стал у руля А.В.Хоменко (затем В.Н.Гусельников, потом В.А.Куприн, сейчас Л.Н.Бутько - выпускник ЧелГУ), в лаборатории оптики куратором остался В.Г.Трофимов, в лаборатории атомной и ядерной физики - К.А.Дергобузов.

В сентябре 1990 года была получена и введена в эксплуатацию лаборатория физических основ механики, затем получено и установлено по тем временам очень даже неплохое оборудование в лаборатории молекулярной физики и электричества. Это оборудование стараниями кураторов лабораторий работает до сих пор, но новым его назвать уже никак нельзя.

В главном корпусе лекционная аудитория А-13 стала физической, рядом в помещении А-14 располагалась препараторская кафедры физики. Но через год, по настоянию ректората, помещение препараторской со всем оборудованием было передано отделу ТСО, ставшему МТС сегодняшнего дня на "полях" лекционных демонстраций.

мини-ЭВМ СМ-1420В лабораториях продолжала развиваться и совершенствоваться лишь система тестовой проверки подготовки студентов. В 1986 г. ЧелГУ была приобретена мини-ЭВМ СМ-1420, и с этих пор начала развиваться университетская компьютерная сеть. В каждой лаборатории общего физического практикума были установлены по два дисплея. Инженер вычислительного центра А.А.Десятков написал программу-оболочку, с помощью которой была организована проверка подготовки студентов к лабораторным работам.

Было испробовано несколько вариантов организации контроля подготовки студентов.

Первый вариант - метод "жесткого контроля". В начале занятия студенты организованно приходили вместе с преподавателем в дисплейный класс, который в это время всегда был свободен. Преподаватель решал все возникающие вопросы, но, главным образом, следил за тем, чтобы студенты работали самостоятельно, и тем самым создавал атмосферу контрольной работы. Время контроля в этом случае было фиксировано (20-25 минут). Такой метод в основном удобен для преподавателя, т.к. вся работа студентов проходит на его глазах, но для студентов он дискомфортен, ибо не учитывается их различная реактивная способность.

Второй вариант - метод "мягкого контроля". Студенты самостоятельно работали в дисплейном классе в удобное для них время с целью получить компьютерный допуск. У кого-то эти попытки быстро увенчивались успехом, а у кого-то растягивались на несколько дней. Этот метод пригоден для разных категорий студентов, стимулировал их самостоятельную работу и увеличивал дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение студентов.

Третий вариант - метод "двойного контроля". Для усиления индивидуальной работы со студентами первого курса в начале 90-х годов изменили соотношение "преподаватель - студенты" c 1:12 до 1:6. ДопускКаждый студент проходил устное собеседование с преподавателем перед выполнением лабораторной работы. Если в ходе собеседования выяснялось, что студент не подготовился к работе, то он направлялся для тренировки в дисплейный класс и, только добившись там от ЭВМ допуска, получал право на новое собеседование с преподавателем. Этот метод заставлял студентов заметно серьезнее относиться к своей подготовке, а преподавателей избавлял от многочисленных утомительных собеседований с неподготовленными студентами.

В конце 90-х годов компьютерная сеть университета обновилась, перешла на коаксиальный кабель, а затем на витую пару, и лаборатории кафедры оказались вне сети.

Четвертый вариант - метод "домашнего" контроля. В это же время (конец 90-х годов) получили распространение персональные компьютеры, и К.А.Дергобузовым была написана программа, используя которую, студенты могли проходить тестовый контроль (допуск к лабораторным работам или выполнение самостоятельной работы по решению задач) на домашних компьютерах. По своим возможностям этот метод был аналогичен методу "мягкого контроля", но обладал существенным недостатком: ответы в зашифрованном виде содержались в выдаваемой на руки студентам программе и поэтому подвергались непрерывным нападкам.

Пятый вариант. С появлением учебно-методического сайта "Физикам - преподавателям и студентам" (разработчики А.А.Бессонов и К.А.Дергобузов) возможности проведения учебного процесса значительно расширились. Появилась возможность проверять выполненные задания на сервере университета. Студенты имеют возможность работать на домашних компьютерах или в компьютерных классах, а проверка результатов их работы производится на сервере университета с использованием возможностей Интернета. Посланные студентами файлы проверяются автоматически с заполнением таблиц результатов.

И последний, реализованный в 2009 году, - метод on-line контроля - задания формируются на сервере с возможностью поштучной проверки правильности решения задач до подведения итога работы над данной темой.

С 2006 года в каждой лаборатории общего физического практикума находятся по три компьютера, и они вновь подключены к компьютерной сети университета.


Мы сжато рассмотрели более чем тридцатилетнюю историю лабораторий физического практикума, но ни слова не сказали о людях, прошедших через лаборатории за эти годы, т.е. о студентах. А без этого и самой истории лабораторий не будет. Заранее просим прощения, что не имеем возможности упомянуть всех студентов персонально.

80-е годы.

В 80-е годы молод был университет, молоды были преподаватели и, разумеется, молоды были студенты. В университете в эти годы часто звучало слово "впервые": издано, запущено, создано …

…Сочетание молодости и энергии придавало мажорное настроение каждому дню. Вспоминаю свою первую учебную группу, в которой был куратором. Мне помнится Люба Найман(Модестова), в огромных черных глазах которой всегда плясали чертенята; Ира Костромитина, с ее жизнерадостной улыбкой, которая ей так шла; Таня Рева (Суворова), всегда серьезная и обстоятельная; лукавая, с подковырочкой Лариса Звычайная; Вася Брисюк, в кармане пиджака которого вместе с авторучкой всегда находилась отвертка. Кстати, она помогала иногда и подкормиться, если зайти в общежитии в комнату к девочкам и что-нибудь там починить - утюг, например, или электрическую розетку. Вспоминаются многие, многие другие…

В эти годы лаборатории физпрактикума активно формировались, и студенты принимали в этом процессе участие.

Н.Гасенко1Н.Гасенко2Н.Гасенко3Н.Гасенко4

Студент Николай Гасенко гр. Ф-123 в 1984 году сделал рационализаторское предложение, улучшающее работу лабораторной установки по определению среднего коэффициента линейного расширения металлов. Его предложение было принято.

Студентки гр. Ф-220 и Ф-219 Таня Таскаева и Женя Павлова своими руками изготовили для лаборатории механики несколько фотодиодных фатчиков, которые успешно используются до сих пор.

С.ГайдукВладимир Дремов и Станислав Гайдук гр. Ф-129 в 1985 году провели в лаборатории механики дополнительную самостоятельную экспериментальную работу. В.Дремов занимался исследованием законов движения с учетом аэродинамического сопротивления и искал зависимость коэффициента момента лобового сопротивления от скорости движения прямоугольной пластины в воздухе. В ходе исследования он проявил качества хорошего экспериментатора.

С.Гайдук показал себя в исследовании по определению скорости продольных и поперечных волн в твердых телах, обоснованию причин их разных экспериментальных значений, провел при этом самостоятельные теоретические исследования.

В лаборатории молекулярной физики С Гайдук грамотно и тщательно выполнил работу по определению суммарного коэффициента теплоотдачи, а также коэффициентов теплоотдачи при конвекции и излучении при естественной конвекции в воздухе. Эта работа требовала большого терпения при достижении момента теплового равновесия. В выводе были проанализированы возможные причины небольшого расхождения теории с экспериментом при общем хорошем согласии. Где-то сейчас Станислав, пригодились ли ему полученные в лаборатории навыки?

В 1986 году в гр.Ф-131 подобралась сильные студенты. Это и Мая Давитая, и Андрей Кутепов, и Света Талапина, и Александр Кравченко, и Ирина Пятницкая и ряд других. К лабораторному практикуму все они относились серьезно и вдумчиво выполняли работы, поэтому их выводы в лабораторных отчетах всегда было интересно читать.

Но особенно выдающейся студенткой в этой группе была Таня Гавловская, всегда собранная, спокойная, со своеобразным чувством юмора. На протяжении обучения в университете ее лабораторные отчеты были примером тщательного, можно сказать, идеального выполнения экспериментальной работы и грамотного теоретического анализа полученных результатов. Например, на первом курсе в лаборатории молекулярной физики она выполняла работу по исследованию броуновского движения и проверке закона Эйнштейна-Смолуховского.

Т.Гавловская 1Т.Гавловская 2Т.Гавловская 3

Т.Гавловская 4Т.Гавловская 5Т.Гавловская 6

Т.Гавловская 7Д.СиницынВпечатляет большая скрупулезность, проявленная ею при выполнения измерений, а также понимание юной первокурсницей всей ограниченности используемого метода наблюдений при осмыслении полученных результатов эксперимента. После окончания университета Таня поступила в аспирантуру и под руководством В.К.Першина успешно защитила кандидатскую диссертацию. Была оставлена для работы на кафедре общей физики. В смутные 90-е годы Татьяна Владимировна с семьей уехала на постоянное место жительства в Канаду, т.к. в дополнение ко всему прекрасно владела английским языком.

Хорошее впечатление производили отчеты по работам в лаборатории Димы Синицына.

Остались в памяти мягкий, интеллигентный Володя Лобаскин; друзья-волейболисты Андрей Суханов и Леша Трофимов, так рано ушедший от нас; Салават Мухамадеев с его романтической душой поэта; красавица Таня Ларина; умничка Анюта Трофимова и многие, многие другие.

90-е годы

Среди студентов 90-х годов вспоминается Гена Ивлев, которого одна из молодых преподавателей побаивалась, ибо на занятиях он больше молчал, но домашние задания у него были всегда выполненными, все задачи решены и порой разными способами. Создавалось устойчивое впечатление, что знал он гораздо больше, чем показывал. Способности к теоретической работе у него были большие. Развились ли они? Гена, отзовись!

О.КисляковаС.ГоркославскийОтмечу Станислава Горкославского, гр.Ф101, лабораторные отчеты которого были всегда аккуратны по форме и радовали анализом своих выводов. К лабораторной работе по определению упругих констант твердых тел Станислав сделал рационализаторское предложение (см. справа)

Олеся Кислякова, гр.Ф101, запомнилась великолепно выполненным художественным оформлением своих отчетов, хотя и по содержанию они были вполне приличны.

Алла Белеградек, гр.Ф102, была замечательной студенткой, аккуратной, вдумчивой, трудоспособной. Ее отчеты всегда было приятно читать, да и просто подержать в руках.

Женя Бахвалов, гр.Ф101, зарекомендовал себя хорошим исследователем при выполнении лабораторных работ и отличным - при решении задач.

Обаятельный Юра Сергеев, серьезный, часто погруженный в себя Артем Лейви, жизнерадостный Андрей Эбель, всегда ответственно подходящая к делу Надя Мартемьянова, Саша Майер, Ксюша Талала, Алексей Башмаков, Антон Серебряков, Женя Кибардин, Валя Курган, Нина Сафонова, Володя Бетко, Максим Шубин и многие другие студенты в разные годы 90-х запомнились своим осознанным отношением к учебе, аккуратным и своевременным выполнением всех работ. С ними всегда было приятно общаться.

2000-е годы

21-й век принес с собой возможность и в шутку и всерьез говорить, что последнее обновление лабораторий физпрактикума происходило еще в прошлом веке. Но жизнь продолжалась, в лаборатории приходили новые студенты и приносили с собой приметы своего времени.

Хорошее впечатление оставляла работа Николая Ланге, в нем были видны задатки экспериментатора.

Лена Мишакова - даже не зная ее, по одним только лабораторным отчетам можно было судить, что это аккуратная, грамотная, с развитым чувством соразмерности студентка, а на деле еще знающая, всегда доброжелательная и симпатичная девушка.

Очень жаль, что Ксения Сурнакова перешла на математический факультет, ее работы были всегда обстоятельны, с привлечением литературных и справочных данных, написаны грамотным русским языком, что само по себе в наши дни большая редкость.

Помню Сергея Хайбрахманова, проявившего яркие способности к физике и математике; "трех граций" - подруг Олю Лохову, Лиду Жуган, Свету Егормину; очень способного Руслана Зинатулина; хорошо подготовленного Анатолия Трояна, вскоре перешедшего на компьютерную безопасность; скромницу и умницу Свету Глубокову (перевелась, кажется, в МФТИ); кладезь всевозможных идей Иру Шахову; "красавицу, спортсменку, комсомолку" Алену Шарипову; Зину Рец, Аню Немирову, Свету Тоде, Катю Сухареву, еще не закончившего обучение, но при должном трудолюбии многообещающего Ваню Шулятьева и многих, многих других, всех не перечислить.

Яркое впечатление оставил о себе Володя Адарченко, непременный участник многих олимпиад, человек с хорошо организованным умом и задатками сильного теоретика. Уже на первом курсе в лаборатории механики при выполнении лабораторной работы "Изучение одномерной модели турбулентности" он проявил интерес к нелинейным процессам, по своей инициативе познакомился с имеющейся по этому вопросу литературой и при написании вывода вышел далеко за рамки обычной студенческой лабораторной работы.

В.Адарченко 1В.Адарченко 2

В.Адарченко 3В.Адарченко 4В.Адарченко 5

И в ходе последующего обучения Володя Адарченко проводил каждую лабораторную работу как маленькое научное исследование, стремясь достигнуть полноты в понимании изучаемого явления.

Удачи тебе, Володя, а также удачи всем студентам, часть жизни которых прошла в стенах лабораторий физического практикума ЧелГУ!


Вот такая история первых тридцати лет существования лабораторий физического практикума кафедры общей и прикладной физики. Виртуальную экскурсию по современным лабораториям физического факультета можно совершить на главной странице сайта "Физикам - преподавателям и студентам".


P.S. Если выпускники физфака прошлых лет узнают себя на размещенных фотографиях и найдут возможность поделиться воспоминаниями и фотографиями тех лет, рассказать, где и в каком качестве они теперь работают, как сложилась их жизнь и судьба их детей, - ведь на физфаке за эти годы сложились целые студенческие династии, - мы будем только рады и благодарны. Пишите на электронный адрес baa@csu.ru - Александру Александровичу Бессонову или dka@csu.ru - Константину Алексеевичу Дергобузову.

А.А.Бессонов, К.А.Дергобузов

Комментарии

 markerWide Комментарий оставил: Слава Мухамад   

Огромное спасибо за то, что позволили практически вновь все пережить..Вспомнить историю родного универа...так хочется пройти именно по нашим лабораториям...кабинетам...встретиться вновь с друзьями и преподавателями

 markerWide Комментарий оставил: Count Fosco   

Очень впечатляющий рассказ. Большое Вам спасибо за публикацию!)

 markerWide Комментарий оставил: Юлия   

Очень увлекательная история!! Интересно было узнать как всё начиналось и развивалось.Понравились рассказы про преподавателей: как сформировался состав, увлечения=)

 markerWide Комментарий оставил: близняшки   

действительно было очень интересно! так много знакомых фамилий!
сразу видно, раньше было столько умных людей, нам даже стыдно....
очень понравилось! спасибо за такую замечательную экскурсию!=)





Добавить комментарий (в IE не работает!)
 Имя  
Комментарий:

captcha  Введите код на картинке: