Вернуться... | Добавить комментарий... |
… Погожая осень 1976 года. В коридорах и холлах только что открывшегося Челябинского государственного университета снуют преподаватели и студенты. Они разносят мебель, разгружают машины с приборами, оборудованием, книгами. Кругом царит азарт совместно и споро выполняемой работы. На физико-математическом факультете, в составе которого были кафедры математики, химии и физики, осуществлен первый набор студентов - на физику набрано 76 человек. Первым заведующим кафедрой физики стал Георгий Васильевич Клещев, профессор, д.ф.м.н. Он воевал на 2-м Украинском фронте, получил ранение, был награжден двумя орденами Красного Знамени, медалью "За боевые заслуги" и множеством других медалей. Это был ученый с разносторонними интересами в области физики твердого тела, кроме того - писал стихи. С именем Г.В. Клещева связывают формирование научной школы. Вот как о нем говорили впоследствии сотрудники кафедры физики твердого тела: "Активно работая в различных областях физики твердого тела, он сумел объединить вокруг себя многочисленных единомышленников из различных вузов, НИИ, предприятий Челябинского региона. По существу, им была создана научная школа по актуальным проблемам физики конденсированного состояния. Школа непрерывно пополнялась за счет притока молодых сил из числа студентов и выпускников вузов. Георгием Васильевичем опубликовано около 200 научных работ. Под его непосредственным руководством выполнено и успешно защищено 30 кандидатских диссертаций. Развиваемые им и его учениками научные концепции получили признание как у нас в стране, так и за рубежом". На кафедре физики начинали работу 7 преподавателей. Вот имена "отцов-основателей": к.т.н. Валентин Архипович Маковецкий, Николай Александрович Мамаев, к.ф.м.н. Авраам Исаакович Шейнкман, Владимир Александрович Бурмистров, Василий Александрович Тюменцев, к.ф.м.н Вячеслав Григорьевич Трофимов.
В 1977 году начали создаваться учебные лаборатории физического практикума. От предприятий города было получено значительное количество оборудования. Н.А. Мамаев отвечал за формирование лабораторий механики и молекулярной физики, В.Г. Трофимов создавал лабораторию электричества и магнетизма, за формированием лаборатории оптики следил В.А. Маковецкий. Спешно создавались методические указания к лабораторным работам. В 1978 году физический факультет был выделен из состава физико-математического факультета. На физическом факультете остались кафедры физики и химии. Согласно плану развития кафедры физики учебные лаборатории механики, молекулярной физики, электричества и оптики были переведены в общежитие номер 2 из 1-го (ныне 2-го) корпуса ЧелГУ.
Под лаборатории были выделены 3 блока на первом этаже. В одном блоке располагалась лаборатория оптики, в другом - лаборатория электричества, а третий блок в первом семестре использовался как лаборатория механики, а во втором семестре - как лаборатория молекулярной физики. |
Заведующим кафедрой физики назначен Константин Алексеевич Дергобузов - к.т.н., доцент, занимавшийся в Томске взаимодействием излучения с веществом, объемным заряжением диэлектриков, соавтор монографии "Радиационная диагностика электрических потенциалов", программист, а также автопутешественник, велосипедист, садовод и рыболов со стажем, ныне продолжающий работать на кафедре общей и прикладной физики.
Все они были сравнительно молоды, приехали из разных городов и привезли с собой культуру, стиль общения, приемы и методы работы из тех вузов, где они раньше работали. В результате получился замечательно работоспособный "сплав"! Сближению и тесному общению способствовало и то, что все жили в двух подъездах одного дома вблизи университета. Совместно отмечаемые праздники с обязательными концертами художественной самодеятельности и яростными научными спорами, поездки на первые фестивали на Ильменку, велопробег на Аргази, занятия волейболом, совместный сбор ягод и грибов быстро сплотили коллектив не только кафедры физики, но и факультета в целом. Куратором лабораторий механики и молекулярной физики был назначен Александр Александрович Бессонов. Лабораторию электричества и магнетизма по-прежнему курировал В.Г. Трофимов, лабораторию оптики - В.А. Маковецкий. Лаборантом в лабораториях механики и молекулярной физики стала Эмалия Абдуловна Холодная, зав. лабораториями физического практикума была Анна Афанасьевна Панова. Университет быстро рос, и учебных площадей отчаянно не хватало, так что в один из семестров под лабораторию молекулярной физики пришлось занять кухню общежития на первом этаже. Сочетание получилось весьма любопытным! |
В 1980 году на кафедре физики во втором (теперь третьем) корпусе университета открылась учебная лаборатория фотоупругости и голографии. Ее руководителем стал В.А. Маковецкий В 1981 году работу лаборатории электричества и магнетизма возглавил выпускник физфака МГУ Василий Дмитриевич Бучельников, а В.Г. Трофимов принял лабораторию оптики, которую он и курирует до сих пор.
Усилиями старшего преподавателя кафедры Владимира Алексеевича Акулинина был сформирован довольно приличный по тем временам кабинет методики преподавания физики. Кафедра физики росла, и к 1984-85 году коллектив кафедры насчитывал уже около 30 преподавателей и сотрудников. |
К 1983 году список выполняемых лабораторных работ по всем лабораториям общего физического практикума был окончательно сформирован и, в основных чертах, сохранился до наших дней. Среди традиционных учебных лабораторных работ попадались и довольно оригинальные работы, например, в лаборатории молекулярной физики была работа "Теория и техника получения и измерения вакуума", поставленная на базе гелиевого течеискателя ПТИ-7. Впервые методические указания к лабораторным работам были размножены на ротапринте тиражом аж 100 экземпляров по каждой лаборатории!
|
На базе этих машин преподавателями кафедры были написаны на языке "Бейсик" программы обработки результатов измерений практически ко всем лабораторным работам. В.Д. Бучельниковым была создана установка по автоматизации эксперимента и обработки результатов для лабораторной работы по изучению проводимости проводников и полупроводников. Студенту оставалось лишь включить установку и дождаться конца эксперимента. Правда, уже к следующему учебному году пришлось отказаться от подобного "сервиса", так как цели выполнения учебных работ расходились с целями автоматизации эксперимента. Усилиями А.А.Бессонова были написаны карточки практически ко всем лабораторным работам общего физического практикума. Вопросам тестового контроля и программированного обучения была посвящена статья А.А.Бессонова в газете "Челябинский университет" от 27 мая и 3 июня 1982 года. |
|
Новое дыхание лаборатории общего физического практикума получили в 1985 году после переезда из общежития в первый лабораторный корпус - ("хозблок"). Все студенты и преподаватели по специальному графику помогали его возводить, т. е. в буквальном смысле строили университет своими руками. Стройкой руководил инженер ЧелГУ Юрий Михайлович Виньков, впоследствии работавший некоторое время проректором по хозяйственной части. Сколько же радости было при вселении в новенькие помещения на два окна каждое! На руках перенесли все оборудование и установили его. После тесноты в общежитии новые помещения казались раем! Лаборатории быстро "оперились" и приобрели каждая свое лицо. Помнится, что в лаборатории механики был сделан лаз на крышу для выполнения студентами астрономических наблюдений. Но он так и остался невостребованным из-за большой подсветки неба и плохой астрономической атмосферы Челябинска. Куратором лаборатории механики оставался А.А.Бессонов, лабораторию молекулярной физики возглавил Аркадий Владимирович Хоменко - выпускник ЧелГУ, лабораторию электричества и магнетизма вел В.Д. Бучельников, в лаборатории оптики продолжал работу В.Г.Трофимов, в лаборатории ядерной физики куратором был К.А.Дергобузов, но эта лаборатория располагалась в первом (теперь втором) учебном корпусе. |
|
Для обработки результатов измерений использовались также и микро-ЭВМ "Искра -1256". В лаборатории механики была собрана и обкатана редко встречающаяся и интересная работа по изучению звукового эффекта Доплера. |
|
Панорама лаборатории механики
|
|
В лаборатории оптики была поставлена хорошая лабораторная работа по исследованию эффекта Фарадея, а также организованы работы на базе большого стереоскопического светового микроскопа NU-2.
С использованием лазера ЛГ-126 была поставлена довольно тонкая работа по изучению трехзеркального лазер-интерферометра и определению малых перемещений. В 1988 году в первом (теперь втором) корпусе в эксплуатацию была введена лаборатория атомной физики (куратор К.А.Дергобузов). Силами преподавателей кафедры физики в тогдашнем первом корпусе была оборудована хорошая лекционная физическая аудитория с препараторской, имевшей весьма приличный набор лекционных демонстраций. Все лекции по общей физике читались с обязательным использованием демонстраций и учебных кинофильмов. Киноаппарат был установлен в помещении препараторской, и закуплен киноэкран для работы на просвет. Для установки киноэкрана вырублена часть стены между лекционной аудиторией и препараторской. Кинолента заправлялась в киноаппарат зеркально, по сравнению с обычным способом. Изображение при работе на просвет было более ярким и контрастным. Звуковые колонки помещались в антивандальные устройства и благополучно простояли до очередного переезда, теперь уже в главный корпус. |
Кафедра физики за время существования пережила череду переименований. "Отпочковав" кафедру физики твердого тела и кафедру радиофизики, кафедра физики была переименована в конце 80-х в кафедру общей физики (зав. каф. В.К.Першин). Затем к кафедре общей физики присоединили кафедру прикладной газовой динамики, оставив название кафедры общей физики (зав. каф. Ю.М.Ковалев). Кафедра стала выпускающей. В 2006 году кафедра общей физики была названа кафедрой общей и прикладной физики (зав. каф. А.Л.Карташев). С этим названием кафедра живет и сейчас (зав. каф. А.Е.Майер, выпускник ЧелГУ). В 1987 году лаборатории общего физического практикума переезжают в главный корпус, который только что был введен в эксплуатацию. Особые проблемы вызвало перемещение 5-ти тонного голографического стола из лаборатории "темной" оптики. Пришлось разобрать его на составные части и на руках выносить при погрузке, а затем в главном корпусе вносить его по частям и вновь монтировать в 133-й аудитории силами преподавателей кафедры. Пришлось даже снести стенку-перегородку между двумя частями помещения. Сначала лаборатории механики и молекулярной физики занимали по две аудитории каждая, так что на занятие можно было принимать целую учебную группу. К сожалению, в следующем учебном году одну из аудиторий пришлось передать кафедре радиофизики и электроники. Лаборатория механики продержалась в двух аудиториях до 2008 года. Куратором лаборатории механики остался А.А.Бессонов, куратором лаборатории молекулярной физики был назначен В.Н.Гусельников (его сменил Ю.М.Рябышев), в лаборатории электричества стал у руля А.В.Хоменко (затем В.Н.Гусельников, потом В.А.Куприн, сейчас Л.Н.Бутько - выпускник ЧелГУ), в лаборатории оптики куратором остался В.Г.Трофимов, в лаборатории атомной и ядерной физики - К.А.Дергобузов. В сентябре 1990 года была получена и введена в эксплуатацию лаборатория физических основ механики, затем получено и установлено по тем временам очень даже неплохое оборудование в лаборатории молекулярной физики и электричества. Это оборудование стараниями кураторов лабораторий работает до сих пор, но новым его назвать уже никак нельзя. В главном корпусе лекционная аудитория А-13 стала физической, рядом в помещении А-14 располагалась препараторская кафедры физики. Но через год, по настоянию ректората, помещение препараторской со всем оборудованием было передано отделу ТСО, ставшему МТС сегодняшнего дня на "полях" лекционных демонстраций.
|
Было испробовано несколько вариантов организации контроля подготовки студентов. Первый вариант - метод "жесткого контроля". В начале занятия студенты организованно приходили вместе с преподавателем в дисплейный класс, который в это время всегда был свободен. Преподаватель решал все возникающие вопросы, но, главным образом, следил за тем, чтобы студенты работали самостоятельно, и тем самым создавал атмосферу контрольной работы. Время контроля в этом случае было фиксировано (20-25 минут). Такой метод в основном удобен для преподавателя, т.к. вся работа студентов проходит на его глазах, но для студентов он дискомфортен, ибо не учитывается их различная реактивная способность. Второй вариант - метод "мягкого контроля". Студенты самостоятельно работали в дисплейном классе в удобное для них время с целью получить компьютерный допуск. У кого-то эти попытки быстро увенчивались успехом, а у кого-то растягивались на несколько дней. Этот метод пригоден для разных категорий студентов, стимулировал их самостоятельную работу и увеличивал дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение студентов. Третий вариант - метод "двойного контроля". Для усиления индивидуальной работы со студентами первого курса в начале 90-х годов изменили соотношение "преподаватель - студенты" c 1:12 до 1:6. В конце 90-х годов компьютерная сеть университета обновилась, перешла на коаксиальный кабель, а затем на витую пару, и лаборатории кафедры оказались вне сети. Четвертый вариант - метод "домашнего" контроля. В это же время (конец 90-х годов) получили распространение персональные компьютеры, и К.А.Дергобузовым была написана программа, используя которую, студенты могли проходить тестовый контроль (допуск к лабораторным работам или выполнение самостоятельной работы по решению задач) на домашних компьютерах. По своим возможностям этот метод был аналогичен методу "мягкого контроля", но обладал существенным недостатком: ответы в зашифрованном виде содержались в выдаваемой на руки студентам программе и поэтому подвергались непрерывным нападкам. Пятый вариант. С появлением учебно-методического сайта "Физикам - преподавателям и студентам" (разработчики А.А.Бессонов и К.А.Дергобузов) возможности проведения учебного процесса значительно расширились. Появилась возможность проверять выполненные задания на сервере университета. Студенты имеют возможность работать на домашних компьютерах или в компьютерных классах, а проверка результатов их работы производится на сервере университета с использованием возможностей Интернета. Посланные студентами файлы проверяются автоматически с заполнением таблиц результатов. И последний, реализованный в 2009 году, - метод on-line контроля - задания формируются на сервере с возможностью поштучной проверки правильности решения задач до подведения итога работы над данной темой. С 2006 года в каждой лаборатории общего физического практикума находятся по три компьютера, и они вновь подключены к компьютерной сети университета. Мы сжато рассмотрели более чем тридцатилетнюю историю лабораторий физического практикума, но ни слова не сказали о людях, прошедших через лаборатории за эти годы, т.е. о студентах. А без этого и самой истории лабораторий не будет. Заранее просим прощения, что не имеем возможности упомянуть всех студентов персонально. 80-е годы.В 80-е годы молод был университет, молоды были преподаватели и, разумеется, молоды были студенты. В университете в эти годы часто звучало слово "впервые": издано, запущено, создано … …Сочетание молодости и энергии придавало мажорное настроение каждому дню. Вспоминаю свою первую учебную группу, в которой был куратором. Мне помнится Люба Найман(Модестова), в огромных черных глазах которой всегда плясали чертенята; Ира Костромитина, с ее жизнерадостной улыбкой, которая ей так шла; Таня Рева (Суворова), всегда серьезная и обстоятельная; лукавая, с подковырочкой Лариса Звычайная; Вася Брисюк, в кармане пиджака которого вместе с авторучкой всегда находилась отвертка. Кстати, она помогала иногда и подкормиться, если зайти в общежитии в комнату к девочкам и что-нибудь там починить - утюг, например, или электрическую розетку. Вспоминаются многие, многие другие… В эти годы лаборатории физпрактикума активно формировались, и студенты принимали в этом процессе участие. |
|
Студент Николай Гасенко гр. Ф-123 в 1984 году сделал рационализаторское предложение, улучшающее работу лабораторной установки по определению среднего коэффициента линейного расширения металлов. Его предложение было принято. Студентки гр. Ф-220 и Ф-219 Таня Таскаева и Женя Павлова своими руками изготовили для лаборатории механики несколько фотодиодных фатчиков, которые успешно используются до сих пор.
С.Гайдук показал себя в исследовании по определению скорости продольных и поперечных волн в твердых телах, обоснованию причин их разных экспериментальных значений, провел при этом самостоятельные теоретические исследования. В лаборатории молекулярной физики С Гайдук грамотно и тщательно выполнил работу по определению суммарного коэффициента теплоотдачи, а также коэффициентов теплоотдачи при конвекции и излучении при естественной конвекции в воздухе. Эта работа требовала большого терпения при достижении момента теплового равновесия. В выводе были проанализированы возможные причины небольшого расхождения теории с экспериментом при общем хорошем согласии. Где-то сейчас Станислав, пригодились ли ему полученные в лаборатории навыки? В 1986 году в гр.Ф-131 подобралась сильные студенты. Это и Мая Давитая, и Андрей Кутепов, и Света Талапина, и Александр Кравченко, и Ирина Пятницкая и ряд других. К лабораторному практикуму все они относились серьезно и вдумчиво выполняли работы, поэтому их выводы в лабораторных отчетах всегда было интересно читать. Но особенно выдающейся студенткой в этой группе была Таня Гавловская, всегда собранная, спокойная, со своеобразным чувством юмора. На протяжении обучения в университете ее лабораторные отчеты были примером тщательного, можно сказать, идеального выполнения экспериментальной работы и грамотного теоретического анализа полученных результатов. Например, на первом курсе в лаборатории молекулярной физики она выполняла работу по исследованию броуновского движения и проверке закона Эйнштейна-Смолуховского. |
|
|
Хорошее впечатление производили отчеты по работам в лаборатории Димы Синицына. Остались в памяти мягкий, интеллигентный Володя Лобаскин; друзья-волейболисты Андрей Суханов и Леша Трофимов, так рано ушедший от нас; Салават Мухамадеев с его романтической душой поэта; красавица Таня Ларина; умничка Анюта Трофимова и многие, многие другие. 90-е годыСреди студентов 90-х годов вспоминается Гена Ивлев, которого одна из молодых преподавателей побаивалась, ибо на занятиях он больше молчал, но домашние задания у него были всегда выполненными, все задачи решены и порой разными способами. Создавалось устойчивое впечатление, что знал он гораздо больше, чем показывал. Способности к теоретической работе у него были большие. Развились ли они? Гена, отзовись! |
Олеся Кислякова, гр.Ф101, запомнилась великолепно выполненным художественным оформлением своих отчетов, хотя и по содержанию они были вполне приличны. Алла Белеградек, гр.Ф102, была замечательной студенткой, аккуратной, вдумчивой, трудоспособной. Ее отчеты всегда было приятно читать, да и просто подержать в руках. Женя Бахвалов, гр.Ф101, зарекомендовал себя хорошим исследователем при выполнении лабораторных работ и отличным - при решении задач. Обаятельный Юра Сергеев, серьезный, часто погруженный в себя Артем Лейви, жизнерадостный Андрей Эбель, всегда ответственно подходящая к делу Надя Мартемьянова, Саша Майер, Ксюша Талала, Алексей Башмаков, Антон Серебряков, Женя Кибардин, Валя Курган, Нина Сафонова, Володя Бетко, Максим Шубин и многие другие студенты в разные годы 90-х запомнились своим осознанным отношением к учебе, аккуратным и своевременным выполнением всех работ. С ними всегда было приятно общаться. 2000-е годы21-й век принес с собой возможность и в шутку и всерьез говорить, что последнее обновление лабораторий физпрактикума происходило еще в прошлом веке. Но жизнь продолжалась, в лаборатории приходили новые студенты и приносили с собой приметы своего времени. Хорошее впечатление оставляла работа Николая Ланге, в нем были видны задатки экспериментатора. Лена Мишакова - даже не зная ее, по одним только лабораторным отчетам можно было судить, что это аккуратная, грамотная, с развитым чувством соразмерности студентка, а на деле еще знающая, всегда доброжелательная и симпатичная девушка. Очень жаль, что Ксения Сурнакова перешла на математический факультет, ее работы были всегда обстоятельны, с привлечением литературных и справочных данных, написаны грамотным русским языком, что само по себе в наши дни большая редкость. Помню Сергея Хайбрахманова, проявившего яркие способности к физике и математике; "трех граций" - подруг Олю Лохову, Лиду Жуган, Свету Егормину; очень способного Руслана Зинатулина; хорошо подготовленного Анатолия Трояна, вскоре перешедшего на компьютерную безопасность; скромницу и умницу Свету Глубокову (перевелась, кажется, в МФТИ); кладезь всевозможных идей Иру Шахову; "красавицу, спортсменку, комсомолку" Алену Шарипову; Зину Рец, Аню Немирову, Свету Тоде, Катю Сухареву, еще не закончившего обучение, но при должном трудолюбии многообещающего Ваню Шулятьева и многих, многих других, всех не перечислить. |
Яркое впечатление оставил о себе Володя Адарченко, непременный участник многих олимпиад, человек с хорошо организованным умом и задатками сильного теоретика. Уже на первом курсе в лаборатории механики при выполнении лабораторной работы "Изучение одномерной модели турбулентности" он проявил интерес к нелинейным процессам, по своей инициативе познакомился с имеющейся по этому вопросу литературой и при написании вывода вышел далеко за рамки обычной студенческой лабораторной работы. |
|
|
И в ходе последующего обучения Володя Адарченко проводил каждую лабораторную работу как маленькое научное исследование, стремясь достигнуть полноты в понимании изучаемого явления. Удачи тебе, Володя, а также удачи всем студентам, часть жизни которых прошла в стенах лабораторий физического практикума ЧелГУ! |
Вот такая история первых тридцати лет существования лабораторий физического практикума кафедры общей и прикладной физики. Виртуальную экскурсию по современным лабораториям физического факультета можно совершить на главной странице сайта "Физикам - преподавателям и студентам". P.S. Если выпускники физфака прошлых лет узнают себя на размещенных фотографиях и найдут возможность поделиться воспоминаниями и фотографиями тех лет, рассказать, где и в каком качестве они теперь работают, как сложилась их жизнь и судьба их детей, - ведь на физфаке за эти годы сложились целые студенческие династии, - мы будем только рады и благодарны. Пишите на электронный адрес baa@csu.ru - Александру Александровичу Бессонову или dka@csu.ru - Константину Алексеевичу Дергобузову. |
|
|
|
|
Добавить комментарий (в IE не работает!) | |
Имя | |
Комментарий: | |
|
Введите код на картинке: |